воскресенье, 10 февраля 2013 г.

как доехать до храма илии обыденного

На юго-западной границе древнего Белого города, у Москвы-реки, возвышается храм Илии Обыденного. До начала XIX столетия он соседствовал с женским алексеевским монастырем, на месте' которого в 80-х годах прошлого века был сооружен храм Христа Спасителя. (...) Трудно сказать, когда и по какой причине поставили здесь храм Илии Обыденного. Среди старожилов ходила такая версия: некоего князя во время охоты в этих местах застигла сильная гроза; и он дал обет построить в случае спасения храм в честь пророка Илии. А может быть, сооружение его было связано с очередной засухой. Так или иначе, первый храм был "обыденным". Это значит, что поставили его за один день. Срубы "обыденок1' сплавлялись по Москве-реке. Существующий храм - типичная постройка Петровского времени. Он был возведен в 1702 году на средства думного дьяка Деревнина. Основная часть его представляет собой конструкцию "восьмерик на четверике" с сильно выступающими гранеными апсидами. Уже во второй половине XIX века появилась нынешняя трапезная с приделами- в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла, праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Тогда же по проекту Каминского была возведена Шатровая колокольня. Паперть напоминает застекленную террасу. Церковь обладала одним из лучших в Москве набором колоколов; особенно благородным, певучим звуком отличался большой колокол. Трудно сейчас без боли видеть пролом в южной решетке колокольни: через него в 1930 году сбрасывали колокола на землю... Храм Илии Обыденного опоясывали переулки, и , пока сюда не вторглось здание компрессорной станции, по ним, а не по садику шли крестные ходы. Особенно впечатляющим было шествие с плащаницей в Великую Пятницу. Казалось, весь мир притих в час погребения  своего Спасителя. Войдя в храм, поражаешься высоте подкупольного пространства, его свету, а также уникальной акустике. Но сначала - об алтаре. На горнем месте в 20-е годы находился витраж - благословляющий Христос ( позже его заменили весьма распространенным изображением воскресшего Спасителя с хоругвью в руке). Древними были выносная икона Божьей Матери и запрестольный Крест - деревянный, резной, с пятью клеймами. Накануне войны эти реликвии уступили место поздним, довольно грубым по своему исполнению. В выдвижных ящиках двух больших комодов хранилось ходовое облачение, в стенных шкафах - богослужебные книги и утварь, в кованом железном сундуке - Ноты. За престолом стоял ларец - мощевик ( теперь он перенесен к амвону). Каким был главный иконостас в Петровское время, судить просто невозможно. Теперешний, за исключением икон первого яруса, явно второй половины XIX столетия: фигуры фронтальны, статичны, их пропорции не учитывают зрительного восприятия снизу. Четко выдержана каноничная пятиярусная композиция иконостаса: местный, праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий чины. Иконостас     увенчан великолепным скульптурным Распятием несколько католического толка. Бесценны иконы местного ряда, по-видимому, сохранившиеся от древнего храма: ушаковского письма Нерукотворный Спас с клеймами  и  Казанская  икона Богоматери. От этого образа (ему посвящена монография священника Л.Любимова) трудно оторвать взор: икона столь совершенна, что выделяется среди  работ   Симона Ушакова, для которого характерна несколько иллюзорная жизненная правдивость. Другие иконы: ИоаннВоин, Николай Чудотворец, «Усекновение главы Иоанна Предтечи» - тоже принадлежат XVII веку, а «Огненноевосхождение пророка Илии» датируют даже XYI столетием. Местночтимым был Владмир-ский образ Божией Матери (письма Казанцева) у правого клироса Сени с просветами над иконами, конечно, позднее "усовершенство­вание". На царских вратах резьба раньше была более высокой, со временем выступающие части просто обломали. На месте нынешнего южного входа, про­рубленного в 40-е годы, находилась большая сень. Под ней помещалось распятие, ныне стоящее в правом приделе у свечного ящика, а сзади него висела закрытая стеклом плащаница изумительного шитья. Северный вход был заслонен дубовым киотом с образом Спаса Вседержителя, слева от него, у окна, находилась чтимая икона преподобного Серафима Саровского, а у левого клироса - Тихвинская икона Божией Матери, теперь висящая в проходе. Стены храма покрыты поздней масляной живописью, представляющей композиции на темы жития пророков Илии и Елисея. В начале 30-х годов, когда время от времени разда­вались угрозы закрыть Ильинский храм (по странному совпадению обычно это происходило на Крестопоклонную седмицу) просвещенный настоятель, несмотря на чудовищные налоги, взялся расчищать фрески начала XVIII века и реставрировать иконы местного чина. Он сделал это в надежде доказать властям художественную ценность храма и тем.спасти его от разрушения. В алтарной части около жертвенника был обнаружен яркий орнамент, а на западной стене четверика успели открыть часть батальной сцены, исполненной с большой экспрессией. Все это сразу после смены настоятеля было забелено. Четверик храма от трапезной отделяла арка из розового мрамора с белыми крестами в кругах. Надгробные плиты Деревниных у основания арки сохранились, но саму арку немилосердно замалевали масляной краской и поверх написали «благолепные» образы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Некоторые иконы перенесли в Обыденскую церковь из закрытых храмов. Так, большая, под стеклом, икона Божией  Матери над правым  клиросом происходит из Успенской церкви  на Остоженке, образ Богоматери Милостивой в правом приделе -из Зачатиевского монастыря, оттуда же - иконы Зачатия Пресвятой Анны, Феодора Черниговского и Феодора Стратилата у правого свечного ящика, а также образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» у левого клироса; в левом приделе у окна, - Успение Богоматери из Успен­ского храма, «что на Могильцах»: рядом - большой образ Нерукотворного Спаса из Спасской церкви в Чертольском переулке. Главная же святыня Ильинского храма, икона Божией Матери «Нечаянная радость», после разрушения церкви Похвалы Пресвятой Богородицы неко­торое время находилась и церкви Св. Власия, а затем попала к обновленцам, в храм Воскресения Христова в Сокольниках. После ликвидации обновленческого раскола она была перенесена в церковь Илии Обыденного в обмен на копию. Образ Спасите­ля, написанный в реалистической манере митрополитом Серафи­мом (Чичаговым), появился у правого столпа при входе сравнительно поздно

2 июля, в день святого пророка Илии, престольный праздник у одного из самых известных московских храмов - Илии Обыденного. В советские годы храм не закрывался, в "Обыденке" всегда была крепкая приходская община, многие сегодняшние пастыри и миряне начинали свою церковную жизнь в этом храме. Сегодня мы публикуем статью об этом храме его многолетнего прихожанина А.Ч. Козаржевского. Текст был напечатан в газете "Татьянин день" в 3 за 1995 год.

Храм Илии Обыденного в 20 - 30-е годы — Архив номеров ТД — Татьянин День

Комментариев нет:

Отправить комментарий